Архиерейское богослужение в Иоанно-Предтеченском храме Рязанского кремля

.

Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи, что в Рязанском кремле, можно назвать скрытым в тени окружающих его величественных соборов. При этом по значимости и историческому пути он стоит наравне с другими святынями сердца города. Когда-то это была домовая церковь Архиерейского дома, и в нее приходили молиться все рязанские епископы и митрополиты. 22 августа Божественную литургию в храме совершил митрополит Рязанский и Михайловский Марк.

Архиерейский дом, где находится храм, тоже представляет собой памятник архитектуры с богатой, хотя нередко и трагической, историей. Славным событием был отмечен 1914 год, когда в здании открылся музей «Древлехранилище». В нем разместили собрание церковных и исторических ценностей, уже не употребляющихся в богослужении. В богоборческом ХХ веке музей прекратил свое существование, но возродился в следующем столетии. Он вновь открыл свои двери для посетителей в 2011 году. Часть экспозиции разместилась именно здесь – в храме Усекновения главы Пророка Иоанна Предтечи.

Наследие прошлого века, связанное с иконами и другими святынями – это утрата следов их местонахождения, уничтожение или перемещение из храмов, где они находились, в музейные фонды. Иконы в самых разных экспозициях – не редкость, но «Древлехранилище» представляет собой уникальное явление, поскольку это еще и богослужебное пространство, можно сказать, живой музей, наполненный дыханием богослужебной жизни.

В Иоанно-Предтеченском храме Божественная литургия совершается еженедельно по четвергам, в Архангельском храме – по пятницам, начало в 7.40 минут. Помимо этого, в храмах Древлехранилища совершаются молебны.

После архиерейского богослужения его участники могли задуматься о том, как Господь призывает каждого человека на то или иное служение, послушание, и почему по мере возможности не стоит отказываться от несения трудов, особенно, направленных на благо Церкви и ближних:

– Во многих храмах мы видим изображения Тайной Вечери Христа с учениками. И нередко, рассматривая этот образ, мы задаемся вопросом – а присутствует ли на этом изображении Иуда? Мы всматриваемся в лики святых, пытаясь понять, есть ли на иконе место предателю. На некоторых иконах Иуда изображается без венца, без нимба, а на некоторых его и вовсе нет. Тягостна участь предателя – вечная погибель и бесславная кончина. Однако существует пословица о том, что свято место пусто не бывает. Вполне возможно, что она возникла после того, как число апостолов было восполнено.

Почему Христос избирает именно 12 учеников? Потому что в Израиле было первоначально 12 колен. Такое же количество учеников Христа – это образ всего Израиля. Избирая их, Господь учит всю полноту избранного народа, весь Израиль.

И вот после того как предатель Иуда ушел из жизни, после Воскресения Христова ученики задумались о том, что нужно восполнить их количество вновь до 12. И среди претендентов, 70 учеников, выбрали тех, кто удовлетворял определенным критериям, чтобы это был человек, который ходил со Христом во время Его земной жизни. И потом уже из числа удовлетворявших этим критериям выбрали одного – жребий пал на апостола Матфия. Таким образом он уже после Воскресения Христова оказался в числе 12 учеников Господа, восполнилась недостача и исполнилась пословица о том, что свято место пусто не бывает.

Мы нередко произносим эти слова по разным случаям, прежде всего – когда речь идет о том, что в какое-то важное место, особенно в Церкви, по какой-либо причине оказалось вакантно. Человек из-за малодушия, обиды или еще по какой-то причине оставил свое служение и говорит – свято место пусто не бывает. Господь обязательно изберет на это место обязательно какого-то другого, и так и происходит, как мы видим. На место, оказавшееся пустым, вдруг приходит человек, который берет на это служение.

А бывает и так, что в ответ на призыв Господа к служению мы отказываемся, малодушничаем, говорим, что не достойны или просто боимся. Конечно, свято место пусто не бывает, но человек, отказывающийся от служения лишает себя очень многого – подвига, возможности потрудиться, послужить Богу и людям. Поэтому всякий раз, дорогие братья и сестры, когда открывается какое-то служение или когда Господь, в том числе, через людей призывает нас какому-то послушанию в Церкви, имея на это силы и дарования, не будем отказываться, если это в принципе отвечает нашим возможностям. Будем воспринимать происходящее как волю Божию, и дай Бог, чтобы Господь всегда был нам помощником и заступником. Если мы откликаемся на Божий зов, то и Господь будет нас слышать и помогать нам во всех наших трудах.

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"